Остров Хийумаа. П-ов Тахкуна. Между мысами Тахкуна и Лыйманди.
Hiiumaa. Tahkuna poolsaar. Tahkuna ja Lõimandi ninad vahel.

Батарея № 316 (1941 год)
(4 - 180мм/57, МБ-2-180)
 

На Хийумаа, также как и на Сааремаа, планировалось построить три башенных батареи: на п-ове Тахкуна две и на п-ове Кыпу одну. Вооружение одной батареи на Тахкуна и батареи на Кыпу должны были составить орудийные установки МБ-2-180. На вооружение второй батареи на Тахкуна должны были поступить две трехорудийных 305 мм установки МБ-20. Также как и на Сааремаа, на Хийумаа была построена только одна батарея - № 316.
Для выбора мест строительства, территорий для отчуждения, уточнения мест позиций и разбивки береговых батарей приказами народного комиссара ВМФ были созданы несколько комиссий, работавших на островах в конце 1939 и начале 1940 года. В апреле 1940 года на Тахкуна прибыла группа инженеров для проектно-изыскательных работ. Начальником группы был военинженер 3 ранга Ю. А. Каменцев. В состав группы входил также инженер С. С. Кушнер, который очень интересно описал работу проектной группы в своих воспоминаниях (см. С. С. Кушнер. Так было// Балтфорт № 1 (6), март 2009; Официальный сайт журнала находится по этой ссылке).
Батарея находилась на первом участке работ Отдельного Линейного Строительства 04 (ОЛС 04). На этом же участке строилась батарея № 26.  Главной рабочей силой на первом участке был 36 отдельный инженерный батальон (ОИБ) в составе около 1200 человек. Здесь также работали специалисты с заводов, на которых изготавливали оборудование и башенные установки для батареи, вольнонаемные рабочие из Ленинграда, краснофлотцы (личный состав батареи) и эстонские строители (постройка казарм). "Большой бетон" на строительстве принимали в осеннее и зимнее время. Перед бетонированием на предмет готовности комиссиями тщательно проверялись: объект, бетонный завод, техника и материалы, после чего начиналось бетонирование, которое должно было продолжаться без перерывов до полного окончания работ. Так, бетонирование второго орудийного блока было начато 23 декабря 1940 года в 13 часов 45 минут, а закончено 28 декабря в 16 часов 45 минут. Продолжительность работ составила 123 часа. Всего для строительства орудийных блоков и блока КП требовалось 16200 кубометров бетона.
24.06.1941 обе башни батареи вступили в строй. Во время боев за о. Вормси, с 9 по 11 сентября, батарея вела огонь по немецким войскам, высадившимся на остров. Во время боев за Хийумаа, с 12 по 20 октября, батарея подвергалась воздушным бомбардировкам, вела огонь по катерам противника, а также по его сухопутным частям (подробнее см. Стрельбицкий К. Б. Бой за остров Вормси в 1941 году//Цитадель. СПб, 2000. № 1(9); Hiiumaa 1941. Hiiumaa Militaarajalooselts, 2014; Булдыгин С. Б. "Моонзунд 1941 "Русский солдат сражается упорно и храбро" 2013).
Судя по всему, батарея была взорвана 20 октября, после эвакуации с острова командования Северного Укрепленного Сектора (СУС). Как и на батареях №№ 314 и 315, повреждения орудийных блоков здесь было заметно разным. Если на втором блоке орудийную башню взрывом вырвало из своего гнезда (как и на батарее № 314), то на первом блоке башня внешне осталась целой.

Военные строители.
Начальником ОЛС 04 до начала Великой Отечественной войны был военинженер 2 ранга Е. С. Соколов, а после военинженер 2 ранга Н. И. Патрикеев. Должность главного инженера ОЛС 04 исполнял военинженер 2 ранга В. И. Бондаренко. Начальником участка № 1 (батареи №№ 26 и 316) был инженер Н. М. Головкин (до Головкина, с 20.08.1940 по 6.05.1941, начальником участка был военинженер 1 ранга А. Н. Суздалев). Главным механиком ОЛС 04 был военинженер 2 ранга В. Е. Солодкин. Все четверо были эвакуированы с острова, а в начале 1942 года были представлены к орденам "Красной Звезды". В наградном листе на Патрикеева указывалось:
"С началом военных действий т. Патрикеев был назначен начальником строительства острова Даго, где достраивались две долговременных 130 мм батареи и одна башенная 180 мм батарея на полуострове Тахкуна.
Окончание работ по батареям сильно усложнялось в связи с почти полным прекращением доставки оборудования и материалов морем. Эти трудности т. Патрикеевым, совместно с главным инженером военинженером 2 ранга т. Бондаренко, были разрешены, путем изыскания местных ресурсов строительства и острова.
Оперативная обстановка требовала срочной перестройки строительства на удовлетворение нужд обороны острова и проведения в жизнь ряда решений командования.
Непосредственным руководством, личной инициативой и большой настойчивостью, т. Патрикеевым были осуществлены следующие мероприятия:
1) 24.06 произведен отстрел башенной батареи от временной электросети.
2) 14.07 закончен полностью весь монтаж и строительные работы по этой же батарее на постоянных агрегатах.
3) Из личного состава строительства было сформировано, по его инициативе, 5 истребительных отрядов, обучавшихся начсоставом строительства и поступивших впоследствии на пополнение недостающих специалистов на батареях.
4) Переключение всей работы на функции инженерной службы сектора, в связи с бездействием начальника инженерной службы и решение совместно с командованием всех вопросов инженерного обеспечения рубежей.
5) Перевод мастерских строительства на задачи ремонта базирующихся кораблей и материальной части артиллерии.
6) Изготовление собственного вооружения - 2-х танков, кавалерийских шашек и восстановление трофейной танкетки.
7) Подготовка собственных каботажных судов для десанта на о. Вормс и материк.
8) Установка 2-х орудийных 130 мм батарей в течение 5-ти суток в районе Хельтермаа, 100 мм орудия у д. Эммасте и 45 мм пушек в разных местах.
9) Постройка в 4-х дневный срок 7-ми вышек для зенпулеметов.
10) Создание рубежей обороны путем строительства 54-х жел. бетонных и 54-х деревоземляных огневых точек, 10-ть километров проволочных заграждений, подземной связи между ДОТами, общим протяжением 8,5 км, завалов и расчистка обстрела.
Общий план строительства за этот период выполнен на 126,5%. Т. Патрикеев не прекращал работ до последнего дня боевых действий на острове и эвакуировался с него 17 октября с.г."
Инженерами по спецработам были военинженеры 3 ранга Ф.П. Малютин (пропал без вести на о. Даго) и  А. В. Новиков (попал в плен, был освобожден, погиб в бою 11.10.1944). Два старших инженера ОЛС 04 военинженеры 3 ранга А. Н. Кротов и А. П. Бугаев числились пропавшими без вести при эвакуации из Таллина в августе 1941 года. Что касается конкретных объектов, то пока удалось выявить только начальника объекта КП, в декабре 1940 года им был военинженер 3 ранга П. И. Графов.
В базе данных Память народа удалось обнаружить документы на 26 пропавших без вести командиров 36 ОИБ, в том числе командира батальона майора Г. С. Дубовского (Дубровского). Известно, что 13 командиров из 26 попали в плен, а один, старший лейтенант Д. Д. Кравченко, был убит на о. Вормси. Пропавшими без вести также числились 8 политических руководителей батальона.

Командный состав.
Командир батареи капитан А. А. Никифоров, помощник командира старший лейтенант А. С. Корнилов, командир взвода управления лейтенант Н. И. Булаев, командир прожекторного взвода лейтенант Ф. И. Пантелеев, помощник командира по технической части в/техник 1 ранга П. Б. Овчаренко. Все они числились пропавшими без вести с последнего дня организованной обороны на о. Сааремаа, с 5.10.1941. Помощник командира башни лейтенант В. А. Клепиков числился пропавшим вез вести 11.1941. Комиссаром батареи был старший политрук Васин.
 
 

Карта с сайта Земельного департамента Эстонии (Geoportaal Maaamet). На карте обозначены: ОП - центр огневой позиции, КП - командный и дальномерный посты, КГ - район казарменного городка, ЛП - ложная позиция. Расстояние от центра огневой позиции до городка составляет по прямой около 1300 метров. Огневая позиция батареи находится в 2700 метрах по прямой на юго-восток от маяка Тахкуна. В эстонской литературе и интернет-источниках месторасположение батареи указывается в Кукераба (Kukeraba). Нам не удалось найти на картах такой топоним. В документах месторасположение батареи указывалось на п-ове Тахкуна или же на п-ове Симпернес (старое название п-ова Тахкуна).

 

Источник карты тот же. На карте обозначены: 1 и 2 - орудийные блоки, расстояние между которыми составляет 490 метров; 3 - блок котельной; 4 - временная силовая станция; 5 - блок КП, который был расположен на расстоянии примерно 540 метров от центра батареи; 6 - дальномерный пост, расстояние от ДП до бронеколпака КП составляет около 40 метров; 7 - блок котельной КП; 8-11 - ДОТы; 12-13 - имитация орудийный блоков, ложная батарея, расстояние между башнями 370 метров; 14 - дальномерная бронерубка Б-19. Расстояние между центрами действительной батареи и ложной равняется примерно 1300 метрам. Все перечисленные объекты, кроме ДОТа под цифрой 11 и позиций ложной батареи, включены в регистр строительных памятников Эстонии.

 

Поперечный разрез башенной артиллерийской установки МБ-2-180. Чертеж Ленинградского Металлического завода, на котором были спроектированы и изготовлены эти установки (источник: В. И. Калинин, А. Е. Панасенко, Ю. В. Иванов, В. Б. Щербаков, Н. В. Гаврилкин. Младший брат Русского острова: остров Аскольд и его оборонительные сооружения. Владивосток, 2019).

 

Бронебашня и стволы орудийной установки МБ-2-180. Сетьнаволок, Баренцево море, август 2010 года.

 

Фото орудийной башни ложной батареи из "Denkschrift uber die Russische Landesbefestigungen", 1942. Макет ложной батареи можно найти на сайте Militaarse Hiiumaa Teejuht.

 

Развалины ложной башни на о. Кильдин, Баренцево море, август 2010 года. На Тахкуна бетонных конструкций на месте ложных башен не обнаружено. На макете ложной батареи они также не показаны.

 

Первый орудийный блок.
 

Вид с покрытия блока на башенный колодец. Помещения блока полностью затоплены. Осушался блок один раз. В 1961 году отсюда была выкачана вода и с дизель-генератора, установленного на нижнем этаже блока, были демонтированы запасные части для Кярдлаской электростанции. Фотографии процесса осушения можно найти на сайте Militaarse Hiiumaa Teejuht.

 

Вход в потерну, которая ведет к сквознику орудийного блока. Как и на батарее № 315, вход в потерну находится на расстоянии 40 метров от тыльной стенки блока.

 

Рисунок на стенке потерны.

 

Бетонные колодцы и шахта для замены оборудования рядом с блоком ("приямок для шандора" или "шахта шандорной заделки"). По-видимому, дренаж вокруг блоков этой батареи был выполнен по такому же принципу, как и на блоках батареи № 315. По периметру этого орудийного блока обнаружено 6 бетонных колодцев, которые, судя по всему, связаны с дренажной системой вокруг блока.

 

Котельная орудийных блоков.
 

Вход в блок. Котельная не заглублена и не обвалована. Схема блока в общих чертах такая же, как и котельной батареи № 314 на Осмуссаар, но есть и отличия.

 

Самое большое помещение в котельной.

 

Местами в блоке покрытие отсутствует. Возможно, оно было выломано для демонтажа оборудования. Известно, что в начале июня 1941 года в обеих котельных был закончен монтаж оборудования, производилась обмуровка котлов.

 

Коридор и узкое вытянутое помещение над которым практически полностью отсутствует покрытие.

 

Трасса для трубопроводов.

 

Второй орудийный блок.
 

Вид на башенный колодец. Блок затоплен. В 1953 году из блока была выкачана вода и был демонтирован дизель-генератор Горьковского дизельного завода "Двигатель революции". Этот агрегат был введен в строй на электростанции в Кярдла, где и проработал с 1956 по 1967 год. В 1970-ых годах этот блок опять выручил остров, внутри башенного колодца сжигали отработанное масло с Кярдлаской электростанции, поэтому стенки кирасы черного цвета. Фотографии процесса сжигания можно найти на сайте Militaarse Hiiumaa Teejuht.

 

Отработав на электростанции свое, дизель-генератор был сдан на металл. Сохранился лишь маховик от дизеля, который в 2012 году был передан в военный музей Хийумаа.

 

180 мм орудийный ствол на покрытии блока. Фото 2005 года. В 2003 году местными исследователями ствол был вытащен из болота и уложен на покрытии блока. В 2006 году он был разрезан незаконными сборщиками металла на две части и вывезен на материк, где и был обнаружен полицией.

 

Сейчас ствол экспонируется в военном музее Хийумаа. Подробности о судьбе ствола можно найти на сайте Militaarne Hiiumaa. Снизу лежит свободная труба 100 мм ствола орудийной установки Б-24. Фотография 2011 года.

 

2014 год. Появился еще один 180 мм ствол орудия Б-1-П. Его перевезли из порта Лехтма. Справа от ствола виден качающийся щит орудийной установки МБ-2-180.

 

Порт Лехтма, 1975 год. Это ближайший к батарее № 316 порт. От порта до батареи примерно 4,5 км. Красным прямоугольником выделен ствол, который в 2012 году был откопан и сейчас экспонируется в военном музее. Второй ствол должно быть лежит еще где-то в земле. Известно, что к 1 августу 1945 года демонтаж стволов батарей Церель и Тахкуна был закончен, на Нинасте подходил к концу, на Осмуссаар велись подготовительные работы. В конце 1945 года шесть стволов с Сааремаа находились в Ораниенбауме. Приказывалось четыре ствола с Тахкуна и Осмуссаар (по два с каждой батареи) к 1 марту 1946 года доставить в Таллин, а в дальнейшем, без указания сроков, на завод "Большевик". Как видим, два ствола батареи № 316 были доставлены в порт, брошены, забыты и порезаны. Судя по всему, оба ствола были с первой башни. Фотографию предоставил смотритель военного музея Хийумаа Март Мынисте.

 

Вид спереди на экспонаты.

 

Нарезы лейнера.

 

Вид сбоку. 2017 год.

 

Казенная часть. По конструкции казенника можно определить, что это орудие находилось в башне слева. Часть рамы затвора срезана. Поршень, похоже, остался внутри казенника. Коррозия съела почти все надписи.

 

Казенная часть 180 мм орудия батареи, расположенной к северу от устья р. Поной на Кольском полуострове. Июнь 2012 года. Здесь рама целая, но отсутствует грибовидный стержень.

 

В военном музее Хийумаа экспонируется также поршень затвора 180 мм орудия Б-1-П. Он виден на переднем плане фотографии.

 

Вернемся к орудийному блоку. На фотографии - вход в потерну.

 

Бетонные колодцы и "шахта шандорной заделки". На заднем плане виден бетонный резервуар непонятного назначения.

 

Недалеко от блока можно обнаружить бронелист вертикальной стенки орудийной башни.

 

Командный и дальномерный посты.
 

На переднем плане дальномерный пост, а на заднем плане виден бронеколпак на блоке командного поста.

 

Основание для дальномерной рубки Б-19 с 8-ми метровым дальномером ДМ-8. Еще один дальномер должен был стоять на запасном КП. Не известно, был или не был он построен.

 

Сама рубка была сорвана со своего места в 1985 году и сейчас валяется вверх тормашками у дороги к КП.

 

Вид с обратной стороны.

 

Аналогичная рубка 180 мм батареи на Сетьнаволке, Баренцево море, август 2010 года.

 

Бронеколпак или рубка командира батареи КБ-250 на покрытии блока КП.

 

Еще один вид на колпак. Диаметр колпака 3 метра. Толщина бронеплит, по нашим обмерам, составила: покрытия 25,5 см, стенок  25 см, пол - 5,3 см. В покрытии имеется два отверстия. Надо полагать, что одно отверстие предназначалось для визира батарейного командира (ВБК-1), а другое для перископа. Причем эти устройства никогда не устанавливали одновременно (подробнее см. - Калинин В. И., Гаврилкин Н. В. Приборы управления стрельбой тяжелых батарей Береговой обороны ВМФ СССР в 1932-1945 гг., или как стреляла Ворошиловская батарея//Крепость Россия. Владивосток, 2008. Выпуск 3).

 

Вид сбоку на колпак.

 

Вентиляционная шахта и бетонные колодцы у тыльной стенки блока.

 

Еще два колодца у тыльной стенки.

 

К каждому входу в сквозник вела своя потерна. Длина потерны к правому входу составляла 38 метров, а к левому 85 (подробнее см. - Militaarne Hiiumaa).

 

Потерна, ведущая к правому входу в сквозник имеет загиб.

 

Потерна к левому входу.

 

Герметичная бронедверь на входе в блок.

 

Блок двухэтажный. На верхнем этаже присутствуют 18 помещений, не считая помещения, где был установлен бак для технической воды и двух помещений без входов. Здесь находились, в частности: медпункт, рация, оперативные, телефонная, помещение для начсостава. На одной из стен имеется художественное изображение мыса и маяка Тахкуна.

 

Вид с верхнего этажа на бронеколпак.

 

Внутри колпака.

 

Бронированные стеклопакеты, которые устанавливались в смотровых щелях колпака, экспонируются в военном музее Хийумаа.

 

Спуск на нижний этаж. На нижнем этаже находились, в частности: дизельная, фильтровая, кубрики краснофлотцев, центральный пост.

 

Здесь можно обнаружить, не на своем месте, деталь генератора. В КП стоял дизель-генератор Воронежского дизельного завода им. Сталина.

 

Проем в тыльной стенке для замены оборудования, который в документах именовался - "шандорный проем".

 

Дизельная.

 

Помещение, которое было зарезервировано для горизонтально-базного дальномера (ГБД). Ниша в стенке, по-видимому, была сделана для возможности установки построителя ГБД.

 

Бак. Для топлива?

 

Еще одно помещение, где стояло электрооборудование.

 

Котельная КП.
 

Вход в котельную. В 1980-ых годах блок использовался для нужд радиолокационной роты ПВО, которая была развернута на блоке КП и его окрестностях. Похоже, что тогда же была изменена внутренняя планировка котельной. Изначально планировка, похоже, была такой же, как и в котельной для орудийных блоков.

 

Временная электростанция.
 

Фундамент временной электростанции. По-видимому, станция была построена для строительных нужд.

 

ДОТы.
 

ДОТ под условной цифрой 8. Взорван (подробнее см. - Militaarse Hiiumaa Teejuht).

 

ДОТ под цифрой 10. Четырехамбразурная огневая точка. ДОТы, построенные у 316-ой батареи, заметно отличаются от остальных ДОТов на острове. Одним из отличий является конструкция стенок вокруг амбразур.

 

Еще один вид.

 

ДОТ под цифрой 11 тоже четыреамбразурный. Толщина стен 65 см, покрытия 70 см. По кубатуре железобетонной кладки, по нашим расчетам не боле 25 куб.м., подходит под тип огневой точки М-4.

 

Внутри ДОТа.

 

Еще один вид внутри ДОТа. Больше фотографий ДОТов Вы сможете найти на сайте Militaarse Hiiumaa Teejuht.

 

Казарменный городок.
 

Карта с сайта Земельного департамента Эстонии (Geoportaal Maaamet). На карте обозначены: 1 - фундамент, 2 - двухэтажная казарма, 3 - камбуз-столовая, 4 - гаражи с мастерской, 5 - ледник, 6 - склад; 7 - не идентифицировано. Известно, что в городке было построено также три 8-ми квартирных дома начальствующего состава. Их местоположение не известно. Цифрами 8 и 9 - обозначены поздние постройки (подробнее см. - Militaarse Hiiumaa Teejuht).

 

Фундамент. Предположительно, здесь стояла казарма для личного состава 26-ой батареи.

 

Двухэтажная кирпичная казарма. Предположительно, предназначалась для личного состава 316-ой батареи.

 

Вид с другой стороны.

 

Камбуз-столовая.

 

Вид с другой стороны.

 

Над входом пятиконечная звезда.

 

Упавшие остатки барельефа экспонируются в военном музее Хийумаа. Сотрудники музея определили, что барельеф включал в себя число - 1958. Надо полагать, что это год реновации городка. Реновировался городок дважды: в конце 1950-ых годов и в 1985-ом.

 

Гаражи с мастерской.

 

Более крупным планом фасад здания.

 

Ледник.

 

Предположительно, склад.

 

Не идентифицированное здание. Где-то должен быть еще городок строителей батарей.

 

Порт Лехтма.
Фотографии 2005-2017 годов.
Благодарность за сотрудничество выражается исследователям Павлу Сапунову и Марту Мынисте.

Назад